Публикации

 о военно- исторической миниатюре

 2000   2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011 Новый проект (ARMED LAUNCH)

Журнал 'ДИПЛОМАТ' :: 2005'5

BRATISHKA.RU - Архив

 И 40 оловянных музыкантов - АиФ Москва, № 49 (543) от 03_12_

КОГДА в 6-летнем возрасте Олег ЛИТОВЧЕНКО получил в подарок от отца набор оловянных солдатиков, он и не подозревал, что спустя несколько десятилетий сам будет дарить подобные фигурки друзьям. Только уже собственного производства. Первых мини-защитников отечества Олег сделал в 12 лет. После этого долго не вспоминал о ремесле. До тех пор, пока не увидел, как племянник возится с пластмассовыми американскими воинами. «Слушай, Димка, — обратился дядя к юному полководцу. — А хочешь я тебе настоящих оловянных солдатиков сделаю?». Димка с радостью согласился, правда, несколько фигурок в дальнейшем благополучно выменял у одноклассников на марки.

ЗАТЕМ в творческой деятельности Литовченко наступил длительный перерыв: армия, институт, работа. «А в 80-е годы я познакомился с художником, который как раз занимался оловянными солдатиками, — рассказывает Олег Никифорович. — Пришел к нему домой и, когда увидел его коллекцию, обомлел. Он отливал исключительно гвардейцев, покрывая их лаковой краской. В те годы не делали такой детальной проработки, как сейчас. Толком ни носа, ни глаз. Тем не менее солдатики смотрелись потрясающе. Я дико загорелся, хотя и понимал, что заниматься этим будет тяжело. А уж когда был введен единый европейский стандарт — длина фигурки 55–60 мм, полностью раскрашенная масляными красками, четкие глаза, пальцы рук — работать стало еще сложнее».

Кстати, правильнее называть работы Олега Литовченко (равно как и всех остальных тружеников жанра) не оловянными солдатиками, а миниатюрами (в Москве работает специальная секция военно-исторической миниатюры). Всего Олег Никифорович сделал почти 600 фигурок. Всех — в своей квартире, на кухне. Около 350 «живут» дома у хозяина, остальные раздарены или стоят на выставке. Прежде чем приступить к изготовлению, мастер в обязательном порядке тщательно изучает эпоху, с которой собирается работать. Нужно досконально знать, как выглядели ордена, медали, обувь, бороды, прически, головные уборы. И если необходимой литературы дома нет, идет в «Ленинку» или Историческую библиотеку. Ведь книг, где можно найти подробное описание формы одежды военных разных поколений, совсем немного. Так что на процесс изготовления времени уходит намного меньше, нежели на сбор материала. Например, решил мастер «создать» оркестр из 40 оловянных музыкантов. Года полтора ушло только на то, чтобы раздобыть хоть какую-нибудь информацию об артистах Преображенского полка: кто во что был одет, на чем играл и как выглядели сами инструменты.

В последнее время Олег Никифорович осваивает новое направление. «Хочу сделать что-то такое, чего нет ни у кого. Представляете, встречаешь коллегу, он показывает тебе оловянный полк, а ты ему… Екатерину, играющую в карты с Суворовым и графом Чернышовым. Стоит мне найти тему для работы — бросаю все дела и ухожу с головой в изготовление фигурок. Сначала собираю материал, потом начинаю лепить, потом ломаю, опять леплю, и так постоянно». Одну из своих профессиональных хитростей мастер называет эффектом «замыливания глаза». «Сразу после того как слепил фигурку, ставишь ее нераскрашенную на полку и забываешь дней на 5. Этого времени достаточно, чтобы посмотреть на свою же работу другими глазами. Ведь порой так увлекаешься процессом, что можешь не заметить, как коленка окажется ниже положенного, а локоть — по соседству с плечом».

Дмитрий ПОЦЕЛУЕВ

 

 

© газета «Гудок», 04.11.2003

Как бывает неожиданно приятно, когда экспонаты выставки встречают тебя от самых дверей. Так и кажется – прикоснешься, и они, враз уменьшившись в размерах, займут свое место на экспозиционных полках. А ты, такой огромный по сравнению с ними, станешь всматриваться в грозные лица егерей пешей гвардии, насмешливых казаков, серьезных гренадеров. И, кажется, время начнет отсчет в обратную сторону. Ты незримо переносишься в мир мазурки, галантных кавалеров, обязательных правил и неукоснительных семейных традиций. Так чем же берет в плен уже несколько веков этот миниатюрный образ?

Один из художников военно-исторической миниатюры, Андрей Блескин, сказал, что ответ на этот вопрос так и не найден.

В XVIII веке в России оловянные солдатики жили в каждой дворянской семье, где подрастал наследник. И игра в солдатики была так же естественна, как и умение ездить на лошади. Но двигать безликие игрушки надоедало. Тогда кто-то придумал не только нарисовать им лица, но и «одеть» в русские мундиры различных полков.

Золотым веком для оловянного солдатика стала вторая половина XIX века. Им всерьез и надолго увлеклись царствующие дома Европы. Со скрупулезной точностью лучшие мастера-миниатюристы воспроизводили детали вооружения и обмундирования различных родов войск.

К началу XX века оловянный солдатик поменял дислокацию и из игрушки превратился в объект собирательства. В конце пятидесятых годов в старушке Европе стали появляться многочисленные клубы и общества любителей военно-исторической миниатюры. В королевском музее Англии бравый солдатик занял целый раздел. А в немецком городе Нюрнберге открыл собственный музей.

Россия, несмотря на многовековую привязанность к оловянному солдатику, постоянного пристанища так ему и не дала. Нет ни галереи, ни экспозиции, ни музея. Хотя по секрету скажу: есть тайное жилище у солдатиков в санкт-петербургском Эрмитаже. В многочисленных коробках спят фигурки, изготовленные мастерами в конце XVIII – начале XIX века. Среди них сохранились и те, которыми играл в детстве великий князь Константин.

Но, несмотря на отсутствие собственного дома, солдатики продолжают жить и радовать нас прибавлением в семействе. О нем мы узнаем из многочисленных выставок, которые частенько устраивает секция художников военно-исторической миниатюры. Вот и нынешняя, названная «20 лет в строю», открывшаяся в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов РФ, обнаружила среди узнаваемых лиц Петра I, А.Суворова, М.Кутузова, героя войны 1812 года А.Сеславина и неизвестных: спецназовцев, омоновцев.

Но в большинстве своем художники все же предпочитают работать над образами солдат минувших военных баталий. Ведь о воинах Бородинского сражения нам известно гораздо больше, чем о первой чеченской кампании.

Ирина ДОЛГОПОЛОВА.
Нина ДЗАССОХОВА
(фото).


№ 10 (472)
2004.03.10

 Мужчины - как дети: одни всю жизнь любят "машинки", другие - забавляются оружием, а третьи - играют в солдатики. Скажете, глупость? Не тут-то было! 

В  России разразился бум на коллекционирование оловянных солдатиков. Но играть в них собиратели не рекомендуют - слишком хрупкие. Место оловянных героев лишь на полках частных коллекций.

- Наши фигурки выставлялись во Франции, в Италии, - рассказывает член клуба любителей военно-исторической миниатюры Владимир Балов. - В 1995 и 1996 годах они были признаны лучшими на международных выставках в Париже и в Булони. Недавно в Германии в самом большом в мире музее солдатиков проводился чемпионат, где мы тоже заняли первое место. В Европе в год проходит 50-60 выставок солдатиков, у нас пока была только одна.

Оловянных солдатиков делают из смеси свинца и олова - довольно дефицитного и недешевого материала. Фигурки из пластмассы, гипса или художественного пластика ценности для коллекционера не представляют. Особенность этого хобби в том, что все детали в мини-фигурке предельно реалистичны, вплоть до частей автомата, который держит в руках маленький солдат.

Родина оловянного солдатика - Германия. Раньше они были талисманами странствующих пилигримов. Те пришивали их к одежде, считая, что грозный вид человека с ружьем убережет их от грабителей и разбойников. Вскоре маленькие человечки заинтересовали детей. Ремесленники германского города Нюрнберга первыми почувствовали нехватку этих игрушек и узаконили их массовое изготовление на заседании городского совета в 1578 году.

В России солдатики появились в XIX веке. Их обычно продавали в бакалейных лавках наравне с чаем, мылом и пряностями. Упакованы они были обычно в плетеные из соломы коробочки.

В то время как в США насчитывалось около пяти тысяч заметных в коллекционном мире собирателей солдатиков, в СССР их было всего: двое. Их имена сейчас хорошо известны: Александр Иванович Любимов и Михаил Викторович Люшковский. Коллекции их насчитывали десятки тысяч оловянных фигурок.

Кстати говоря, знаменитая кинокартина "Война и мир" своим появлением тоже некоторым образом обязана игрушечному солдатику. Когда Сергей Бондарчук приступил к съемкам батальных сцен в фильме, то понял, что не может себе их представить. Репетиции затянулись... Выручили... солдатики. На помощь пришел Михаил Викторович Люшковский, знаменитый коллекционер солдатиков, со своими оловянными экспонатами. На огромном столе рождался рисунок битв, после чего все переносилось на поле. Режиссер уже после съемки фильма признался, что если бы не солдатики, вряд ли бы удалось так четко и ясно снять сцены, где были задействованы огромные массы войск.

Если вы решили стать солдатистом, то можете купить уже готового солдата, а можете приобрести набор с заготовками и необходимыми красками и собрать своего гренадера сами.

Можно, конечно, все сделать дома, благо специальное оборудование и станки нетрудно достать, но и средств на это придется потратить немало. Недаром коллекционирование солдатиков сегодня считается одним из самых дорогих хобби. Для того, чтобы сделать солдатика, необходимо отлить детали из смеси олова и стали, потом соорудить каркас - скелет будущего человечка - и на него "надеть" все детальки. Потом раскрасить, часто с помощью лупы. Ведь на солдатике такие маленькие детали - черты лица, пуговки на мундире.

На изготовление одной фигурки уходит от месяца до полугода. Цена зависит от качества маленькой скульптуры и точности передачи. Плюс имя художника.

Кстати, все солдатисты прекрасно разбираются в истории военного костюма. Она ведь всегда являлась точным отражением повседневной моды той или иной эпохи.

- Покрой военной формы менялся вслед за модой. Сначала появились камзолы, потом фрачные мундиры, менялись цвета, технология производства. Самой красивой считается форма в России времен Николая Первого. Самой необычной - униформа французского пехотинца: фески, широкие восточные штаны. Американцы в середине XIX века переняли эту форму. Та же история случилась с казаками после войны 1812 года - в Пруссии, в Голландии и даже в Дании солдат одели по образу и подобию казаков.

Короли и цари являлись своего рода модельерами, ведь именно они придумывали военную форму для своих войск. Петр Первый, Александр Первый, Николай Первый рассматривали и утверждали эскизы. А Александр Первый, известный своей страстью к ярким цветам, наградил гусар самой красивой и стильной формой того времени - у каждого гусарского полка были свои цвета, по которым их и отличали.

* * *

Начало коллекционированию солдатиков положил Людовик XIV, который заказал своему сыну сразу 300 фигурок, причем повелел отлить их из серебра. Наполеон пошел дальше и подарил своему чаду 117 золотых воинов. Российские монархи были куда скромнее. Петр III играл в детстве простыми оловянными солдатиками. Он каждое утро строил их на подъем государственного стяга , по часам менял караул и занимался с ними строевой муштрой. Монаршим отпрыскам совершенно необходимо было знать военное дело, так как рождались они уже полководцами. И для начала должны были научиться двигать оловянные легионы по скользкому паркету дворцов .

Герберт Уэллс и Стивенсон увлекались "тактическими играми". На столе, имитирующем местность, разыгрывались настоящие бои. В 1912 году Уэллс выпустил книгу "Маленькие войны". Страстный коллекционер, он разработал свод правил военных игр, которые можно было вести на полу, подоконнике, в саду, на террасе и даже на кухонном столе. С появлением этой книги англичане наконец-то поняли, что являются законодателями мод в мире коллекционирования.

Александр Васильевич Суворов, вдоволь навоевавшись и насмотревшись величайших баталий, вдруг понял, уйдя в отставку, что не может жить без войска. И в старости он окружил себя солдатиками, в которых узнавал тех, с кем делил радость побед. Он расставлял их на столе и подолгу говорил с ними. Им было о чем поговорить...

М.ВЕЛИКАНОВА, "Московский комсомолец".

 

Маленькие солдаты пришли в Москву

До России докатился бум на игрушечных военных

Помните сказку о Стойком оловянном солдатике? Она была придумана великим сказочником не случайно. Дело в том, что Андерсен всю жизнь был их заядлым коллекционером. Сегодня оловянная фигурка времен Андерсена стоила бы на аукционе “Кристи” немалых денег. В Европе уже давно грянул бум на игрушечных военных. Теперь он докатился и до Москвы.
     В столице пока всего один клуб солдатистов. И сегодня в Фонде народных художественных промыслов России он выставляет свои работы: фигурки и целые композиции, отражающие солдатскую жизнь и эпизоды сражений разных времен, выполненные с исторической точностью.
     — Игрушечными солдатиками увлекались Гете, Стивенсон, Уэллс, Наполеон, Кутузов и Черчилль, — говорит участник выставки Владимир Балов. — Военачальники использовали их для “репетиций” сражений, а известные писатели просто пали жертвами “солдатомании”.
     Коллекционирование военно-исторических миниатюр сегодня входит в десятку самых дорогих хобби. Так, коллекция солдатиков художника Александра Бенуа даже хранится в Эрмитаже. А главное отличие военной миниатюры в том, что все детали в ней предельно реалистичны.
     Члены клуба — люди разных возрастов и профессий, но все свое свободное время они посвящают тому, что отливают дома солдатиков, а потом раскрашивают. Кстати, пропорции игрушечного солдатика (его стандартный размер — 55 миллиметров) практически те же, что и у человека. Только голова немного меньше. Потому что на солдатиков обычно смотрят сверху, и туловище должно быть больше стандартного. А у памятников, наоборот — голова больше положенного, потому что на них смотрят снизу.

Московский Комсомолец
от 22.10.2003   Марина ВЕЛИКАНОВА.

 

 

Home

                                                                              

Hosted by uCoz